сеть лингвистических центров 5LEVELS

С нами учить язык просто!

Узнайте свой уровень языка, пройдя небольшое тестирование

Пройти тестирование

Предпрофильные классы выбирают китайский язык

В 2020 году те российские выпускники, кто решил в качестве дополнительного экзамена выбрать иностранный язык, смогут сдавать китайский. Самый распространенный в мире язык (на нем говорит 1,3 миллиарда человек) стал пятым доступным для сдачи ЕГЭ (после английского, французского, немецкого и испанского).

Очевидно, что такое решение Министерства образования было продиктовано растущим влиянием Китая. Становится понятно, что эта страна – один из главных игроков в международных экономических отношениях. Отсюда и растущая популярность китайского языка у россиян (и не только в Дальневосточном регионе): экономических связей с Китаем и совместных проектов становится больше, перспектив работать или учиться в этой стране – тоже.

Влияние Китая в мире растет

Китай, если говорить языком цифр, главный в мире «завод»: он производит 90 % потребляемых в мире товаров. Председатель Совета частных школ Великобритании Барнаби Ленон комментирует эту ситуацию так: «Мы всегда рекомендовали ученикам выбирать для изучения немецкий, так как экономика Германии оказывала огромное влияние на экономику всего мира. Однако спустя 25 лет место самой активно развивающейся страны занял Китай».

Кроме того, восточный сосед ближе к нам по мировоззрению. Все это дает предпосылки к тому, что именно китайский язык постепенно становится вторым по важности для изучения (после английского).

Американский инвестор и писатель Джим Роджерс переехал в Сингапур, чтобы его дочери смогли отлично овладеть китайским языком. Он подчеркивает, что везде, где бы он ни выступал, он говорит слушателям, особенно жителям западных стран, что им стоит обеспечить своим детям условия для изучения именно китайского языка, так как вскоре этот язык станет самым важным в мире. Роджерс говорит, что «XIX век принадлежал Великобритании, ХХ век — США, а XXI век, хотим мы того или нет, принадлежит Китаю».

Инвестор и писатель Джим Роджерс

Нынешнее прагматичное время требует изучать то, что нужно для эффективной работы и для построения карьеры, чтобы добиться наилучших результатов.


Что меняется в России?

Ту же точку зрения поддерживает и новая «двуязычная» программа Министерство образования и науки РФ. 30 % столичных общеобразовательных школ выбрали китайский язык в качестве второго иностранного языка у предпрофильных и профильных классов.

Сейчас предполагается, что такая программа затронет учеников только младше шестого класса. Более старшие школьники продолжат учиться по прежней одноязычной системе. Для младших классов будет действовать следующий принцип: в первом классе дети начинают изучать один иностранный язык (английский), второй же появится в пятом классе. Есть мнение, что такое распределение поможет неплохо выучить первый иностранный язык и, с опорой на опыт его изучения, начать осваивать второй (по выбору школы и школьника).

Московские школьники начнут учить китайский язык

Безусловно, такие нововведения тревожат родителей: заботясь о здоровье своего ребенка, многие склонны полагать, что увеличившаяся нагрузка сделает еще более трудным освоение базовых предметов (таких как математика, русский язык и т. д.) и к перегрузке в учебной программе. Однако, не стоит поддаваться панике. Подобная система образования уже много лет практикуется во всех развитых странах Европы. Кроме того, изучение любого второго языка, а в нашем случае китайского – это тренировка мозга, мощный инструмент для развития памяти и интеллекта.

Мнение педагогов о введении в программу китайского язык

«Особая сложность изучения китайского языка – это миф, – говорит директор Института Конфуция РГГУ Т. Ивченко. – К нему нужно просто привыкнуть. Не нужно особых способностей или тонкого музыкального слуха, чтобы освоить этот язык. У европейских языков тоже не очень простое произношение. В китайском языке есть такая особенность, как тоны. Они могут менять значение фразы – это непривычно для человека, который изучал ранее только европейский язык. Но научиться этому можно. Как говорит китайская пословица, если ты делаешь что-то, то сложное становится легким. Если ты не делаешь это, то и легкое становится сложным».

Изучить иероглифы непросто, но при должном старании это реально

Эту позицию поддерживает также преподаватель английского и китайского языков школы № 1354 «Вектор» Кондратьева А.И.: «Чем раньше школьники начнут учить символы и знаки, тем им будет проще. Сначала они занимаются в игровой форме: песенки, сценки. Младшие школьники осваивают язык легко. Взрослым выучить китайский, конечно, сложнее: китайский язык воспринимается как непонятная система знаков, в которых на первый взгляд сложно разобраться.».

Преподаватель китайского языка в Лингвистическом центре «5Levels», Анастасия Владимировна Барышева, использует для запоминания метод устного повторения (слушаем – повторяем), а для заучивания иероглифов – перерисовывание. Отработка начертания иероглифов – важный этап обучения.

В конце концов, для изучения любого языка, даже условно несложного английского, нужна мотивация и заинтересованность. Достигая целей на каждом этапе, дети укрепляют свое желание совершенствовать знание китайского языка и в дальнейшем связать свою работу с ним.

Университеты Китая привлекают студентов из разных стран

Безусловно, это нелегкий язык для изучения, и в нем существуют свои трудности и особенности. «Одна из особенностей в китайском – тональность произношения, – говорит Анастасия Владимировна. – У многих учеников есть сложности с запоминанием иероглифов: это слова и их сочетания, которые не всегда связаны логически. Однако обучение помогает развитию способностей, появлению новых нейронных связей мозга: дети учатся выстраивать логические цепочки, придумывать образы, концентрироваться, а также улучшают свою мелкую моторику. Ведь иероглифы – это рисунок!».

По словам Анастасии Владимировны, английский и китайский языки можно и нужно изучать параллельно.

Как учатся сами китайцы?

В Китае есть один общепринятый государственный диалект – путунхуа, и два варианта письменности. Первая – иероглифическая, которой, по оценкам исследователей, примерно 5 000 лет. Вторая разработана учеными в ХХ веке на основе латинского алфавита специально для того, чтобы облегчить изучение языка – причем не только иностранцам, но и самим китайским школьникам. Создание второй письменности – то есть звукобуквенного алфавита путунхуа – сами китайцы считают революционным по своей значимости.

«В среднем хорошо образованный житель Китая знает от 5 до 7 тысяч иероглифов, а в словаре их около 68 тысяч. Каждый иероглиф передает значение простого слова, но не его звучание, как в европейских языках. При этом в китайском есть фонемы – их около 60, и их можно обозначать буквами. Во всех школьных учебниках вместе с иероглифами обязательно дается их эквивалент, написанный латинскими буквами», – говорит доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой китайского, вьетнамского, лаосского и тайского языков МГИМО Алексей Николаевич Алексахин.

Такая система обучения может сделать китайский язык более понятным и доступным для изучения для тех, кто привык к европейским языкам.

Интерес к языку одной из самых древних цивилизаций будет только возрастать – вместе с мировым влиянием Китая. Поэтому уже сейчас стоит рассмотреть китайский как один из вариантов для изучения.

Лингвистический центр «5Levels» предоставляет все возможности для тех, кто впервые начинает изучать китайский язык, и для тех, кто уже был знаком с ним. Мы всегда следим за новыми трендами в обучении и любые изменения и нововведения находят мгновенный отклик и в содержании наших курсов. Помните, что дорогу осилит идущий. И вполне возможно, что этот путь приведет вас к изучению китайского языка в ЛЦ «5Levels».