сеть лингвистических центров 5LEVELS

С нами учить язык просто!

Узнайте свой уровень языка, пройдя небольшое тестирование

Пройти тестирование

Стать человеком мира: зачем учить иностранный язык?

Недавно ABBYY LS договорилась, что Xerox установит в свои копировальные аппараты программу для перевода. В Skype возможны переводы звонков в режиме реального времени на 7 языках, а сообщений – на 50. Онлайн-переводчики Google или Яндекса доступны на любом гаджете, а профессиональные сервисы, например translate.ru, готовы осуществить не только технический перевод, но и контекстный.

Складывается впечатление, что можно больше не заниматься зубрежкой глаголов и правил использования предлогов и артиклей, а сосредоточиться на чем-то другом. Или все же нет?

Зачем учить иностранный язык? Только для путешествий? Нет…

Предлагаем прояснить вопрос: почему же в эру искусственного интеллекта изучение иностранных языков до сих пор – обязательная составляющая хорошего образования.

Билингвальность как образ жизни

Знакомство с иностранными языками, преимущественно с английским, многие из нас начинали со школьной скамьи. Выбор этот был неосознанный, окончательный и бесповоротный. Впрочем, сегодняшние школьники начинают изучение английского уже в 1–2-м классе, а второго языка – в 5–6-м классе в рамках вполне стандартной школьной программы.

Ни для кого не секрет, что в детском возрасте механизмы запоминания и понимания работают более продуктивно. Именно поэтому бестселлером стала книга японского инженера и предпринимателя Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней говорится, что чем раньше начать тренировку памяти, внимания и логического мышления ребенка, тем более долгосрочные и прочные образуются нейронные связи, которые позволяют существенно повысить продуктивность работы головного мозга, причем на многие годы вперед.

Однако развитие мозга, как и собственное развитие, можно продолжать в любом возрасте. В Швеции проводились исследования, наглядно показавшие взаимосвязь между изучением иностранного языка и ростом активности некоторых участков мозга. Программа подготовки военных переводчиков в Швеции очень интенсивная: учащимся дается 13 месяцев на то, чтобы освоить новый иностранный язык. Причем, учитывая специфику их работы, выучить язык нужно не на уровне умения объясниться с персоналом отеля или прочитать утреннюю газету, а действительно хорошо, на уровне решения вопросов, связанных с международной безопасностью. МРТ, которая была проведена учащимся до и после 3 месяцев интенсивного обучения, показала развитие участков мозга, которые отвечают за сохранение информации в долговременной памяти и ориентацию в пространстве. Также есть исследования, согласно которым симптомы болезни Альцгеймера у билингвов появляются в среднем на 4,5 года позже, чем у тех, кто владеет только одним языком.

Билингвальность – это мощная прокачка всех участков мозга, отвечающих за память и мышление

Исходя из всех приведенных выше данных, можно заключить, что выбор в пользу изучения любого иностранного языка – это не дань моде и не просто «обязаловка» в обучении. Это элемент, который необходим для приобретения ценных навыков аналитического и критического мышления, умения аргументированно и ясно излагать свою точку зрения, коммуницировать друг с другом. Кроме того, изучение любого иностранного языка в любом возрасте – это тренировка самодисциплины и самоконтроля, возможность научиться отделять главное от второстепенного. То есть это получение ключевых лидерских навыков, которые актуальны в современном быстро меняющемся мире. И именно поэтому никогда технические гаджеты не смогут стать замещающими в этом биологическом процессе развития человека.

Открывая дверь в другой мир

Не способен искусственный интеллект и заменить человеку те культурологические и психологические навыки, которые развиваются при изучении любого иностранного языка и помогают в общении.

Иностранный язык – это ключ к пониманию других культур

Каждый новый язык – это новый способ мышления. Английский язык отражает быстрый темп современного мира, японский поразит глубиной смысла в одном-единственном иероглифе, а русский неподражаем в описаниях, сравнениях и эпитетах. Вся полнота и многогранность эмоций, специфические языковые выражения, в общем, все то, что скрывается за понятием «языковой барьер», становится доступным только после глубокого погружения в язык.

Еще Людвиг Витгенштейн писал о том, что «мир человека таков, каков его язык». Язык определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем. Когда человек знает и изучает больше, чем один язык, у него есть несколько картин мира. Это несопоставимо более богатая жизнь. Изучать иностранные языки нужно не потому, что это полезно для путешествий – сейчас можно обойтись английским, – а потому, что, проникая в другой язык, вы открываете другие миры.

Зачем люди учат латынь, древнегреческий и другие мертвые языки? Ведь на них никто не говорит. Но изучив язык, можно представить себе, в каком мире жили люди в древности.

Зная мертвый язык, можно изучить жизнь и культуру древней цивилизации

В других языках существуют понятия и описания явлений, которых просто нет в нашей действительности. Без таких понятий мы не сможем ничего узнать о незнакомых или новых явлениях. Во всех известных английских шутках, к примеру, очень распространено использование омофонов – слов, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Поэтому английский юмор – это не только прерогатива самих англичан, но и тех, кто знаком с культурой английской речи.

Человек, неспособный изъясняться на каком-то языке, кроме родного, в иной языковой среде окажется просто беспомощным, зависимым от других – переводчиков или экскурсоводов. Такой человек сможет найти себе место только в родной стране, и, как только он окажется за ее пределами, немедленно столкнется с огромным количеством проблем.

Человек, который знаком только с одной культурой, способен мыслить только в рамках этих знаний, что во многом сужает его кругозор.

Иностранные языки дают свободу мышления

Конечно, в современном мире это встречается редко: чтобы оказаться настолько в рамках одной среды, нужно родиться в закрытом племени в Амазонии. У большей части населения планеты есть доступ к книгам, телевидению и интернету, так что мы постоянно сталкиваемся с другими культурами. Но вопрос, насколько мы способны понять их и готовы принять, напрямую связан с изучением языков.

От культурного к материальному

Ежегодное независимое исследование одной из компаний, специализирующейся на изучении иностранных языков за рубежом, посвящено уровню знания английского языка по всему миру. Оно сообщает о том, что выявлена устойчивая корреляция между знанием английского языка и качеством жизни, а также уровнем дохода. Эта взаимосвязь прослеживается не первый год и доказывает позицию, что владеть иностранным языком необходимо каждому.

Лингвистический центр 5Levels предлагает все возможности для продуктивного изучения иностранных языков, включая все самые распространенные европейские языки и китайский. Наши курсы подходят и детям, и взрослым. Успешно зарекомендовавшая себя методика в сочетании с высоким профессионализмом педагогического состава гарантирует видимые и измеримые результаты в изучении любого иностранного языка.

***

В статье использованы материалы авторов:

Плунгян В., автор книги «Почему языки такие разные»

Брайнис Л., социальный психолог

Каплан А., доктор биологических наук, психофизиолог, глава лаборатории нейрофизиологии и нейроинтерфейсов МГУ